Skip to Content

Психосоматика. Ч21

Соматическое заболевание качественно изменяет уровень психических возможностей человека, ведет к ограничению контактов с людьми. Когда речь идет о соматически больном ребенке, можно говорить об изменениях социальной ситуации развития, т.к. “всякий телесный недостаток... не только изменяет отношение человека к миру, но сказывается на отношениях с людьми (Выготский Л.С.).

В семье больной ребенок - это прежде всего особенный ребенок. Болезнь сужает пространство возможной активности ребенка, создает дефицитарные условия для развития его личности (Зейгарник Б.В., 1980, Братусь Б.С., 1988 и др.), может послужить источником кризиса психического развития ребенка и вследствие этого возникновение психических новообразований и нормального и патологического типов.

Разработанные в общей психологии теоретические представления о личности и закономерностях ее развития (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), а также накопленный в патопсихологии опыт изучения аномального развития личности позволяют подойти к анализу основных закономерностей изменения личности больных, страдающих ХСЗ. Для работы с детьми требуются специальные теоретические посылки и методы исследования. Здесь следует рассматривать процесс психического развития ребенка и условия его нормального протекания, особенности и новообразования каждого возрастного периода. Переходить к описанию психосоматических взаимоотношений можно только после анализа характерных психологических особенностей данного возраста.

Отечественными психологами (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. и др.) процесс психического развития ребенка оценивается как становление его личности, формирование его как члена общества. Движущей силой этого процесса является собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Одно из важнейших противоречий здесь - отношения между двумя основными тенденциями в развитии ребенка: потребность жить жизнью взрослых, занимать определенное положение в жизни общества, и тенденцией к самостоятельности (Эльконин Д.Б., 1960). Выготский Л.С. выделял в любом возрасте как этапе психического развития следующие категории: социальная ситуация развития, основные новообразования периода, особенности системного сознания.

читать далее

Голосов пока нет