Skip to Content

Психосоматика. Ч18

Социализация телесности имеет свой психофизиологический план. Сами организменные системы не остаются безразличными в ходе психологического их опосредования, преобразуются в новые функциональные системы, включающие в себя психологические звенья их регуляции. Процесс становления психологически опосредованных функциональных систем протекает гетерохронно, и разные организменные функции в процессе психосоматического развития обретают разную глубину и характер “психосоматичности”. Вероятно, чем больше телесная функция имеет выходов в план открытого поведения, тем больше она культурно задана, тем отчетливее ее проявления отрегулированы набором социальных норм.

Развитие психосоматических симптомов детерминирован достигнутым уровнем социализации телесности. Николаевой В.В. были предложены несколько вариантов психосоматического дизонтогенеза:

1. Отставание в социализации телесных функций, обусловленное задержкой процесса психологического опосредования. Критерием являются отклонения от социально-нормативно заданного способа осуществления телесных действий;

2. Регресс в психосоматическом развитии, который может быть кратковременным как реакция на трудности развития (например, при плохом самочувствии ребенок теряет уже социализированные навыки: не может самостоятельно есть, засыпать и т.д.). Более сложный вариант регресса связан с актуализацией более ранних смысловых систем (как при конверсионном симптоме) или с переходом к более примитивным механизмам регуляции телесности (от рефлексируемых к аффективным);

3. Искажение хода психосоматического развития, детерминированное искажением развития всей системы психологического опосредования: ценностного, смыслового, когнитивного. Искажение касается развития телесного “Я” в целом. Этот вид ПС-дизонтогенеза обусловлен нарушениями детско-родительских отношений, системы воспитания. Особо патогенную роль играют симбиотическое и авторитарно-отвергающее отношения к ребенку (Эйдемиллер, Юстицкий, 1990).

Существуют и другие варианты ПС-дизонтогенеза, неизученные.

© Ольга Малинина

читать далее

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 3 (2 голосов)