Skip to Content

Психосоматика. Ч16

Третий этап развития ПС-феноменов связан с включением в них гностических действий, обретающих самостоятельный смысл и преобразующих психосоматическую связь. В образе тела смысловая трансформация выдвигает на первый план функциональную ценность определенных частей тела и сопряженных с ними телесных актов.

Данному этапу соответствует новый класс телесных действий - подражательные и имитирующие. Ребенок подражает болеющим взрослым, неосознанно обучается семейным симптомам, способам их эмоционального переживания и преодоления, стереотипам реагирования на боль, болезнь и т.д. Освоенные и присвоенные в этом периоде значения, смыслы и телесные действия уже во взрослом возрасте могут сказаться в процессе симптомообразования - в виде актуализации выученных симптомов, изменения смысловых, ценностных характеристик телесного страдания.

Четвертый этап связан, видимо, с возникновением рефлексивного плана сознания, способного трансформировать устоявшиеся и порождать новые смысловые системы. Разделение телесного и духовного “Я” делает тело и его феномены участником внутреннего диалога, порождающего новые жизненные смыслы. Дефицит рефлексивных психологических средств в дальнейшем может привести к устойчивому существованию потенциально патогенного алекситимического стереотипа психологической регуляции или к повышенному способу симптомообразования ПС-расстройств в жизненно трудных ситуациях. Здесь же могут возникнуть и ипохондрические черты личности

© Ольга Малинина

читать далее

Голосов пока нет